А. М. Магомеддадаев, к.и.н.
Магомед-Амин Асиялав-наиб Шамиля в Черкесии
В 1998 году исполнилось 180 лет со дня рождения выдающегося соратника и сподвижника имама Шамиля — Магомед-Амина, с деятельностью которого связана новая яркая полоса в народно-освободительном движении 1840-50-х годов XIX в. народов Западного Кавказа против царизма
Это была без преувеличения уникальная личность в истории Кавказа. Как писал еще в 1860 году царский генерал и историк Николай Карлгоф, «из последних деятелей падшего уже на Кавказе мюридизма особенное внимание заслуживает и по справедливости должен занимать первое после Шамиля место Магомед-Амин . . он не может быть поставлен наряду с другими наибами Шамиля, мы на него должны смотреть как на особого политического деятеля»1.
Магомед-Амин, направленный Шамилем (он был уже третьим эмиссаром имама) на Западный Кавказ, в течение 11 лет (1848-1859 гг.) руководил борьбой горцев против колониальных захватчиков.
Согласно собственноручно написанной автобиографии Магомед- Амина2, он родился в Дагестане, в аварском селении Гонода нынешнего Гунибского района РД. Он рано потерял отца, воспитывался матерью Асият, от имени которой в селе его звали «Асиялав»; именно под таким именем он был известен в Дагестане.
Магомед-Амин получил традиционное для дагестанских детей образование в сельском медресе, затем учился у своего дяди Даитбега, кадия селения, и завершил свою учебу у знаменитого Абдурахмана-хаджи Согратлинского5, был «хафизом», т.е. знал наизусть весь Коран*.
В 17-летнем возрасте он становится мюридом Шамиля, а в 30-летнем возрасте — наибом в Черкесии.
Переезд Магомед-Амина был осуществлен с соблюдением всех возможных мер предосторожности, и в 1848 году о»Гприбыл «… за Кубань, скрытый в арбе, наложенной разными товарами и неожиданно появился за Лабою»1.
Первыми беспрекословное свое подчинение и верность Магомед-Амину изъявили абадзехи, из числа которых наиб сформировал себе гвардию («муртазеков»).
Главнокомандующий на Кавказе М.С.Воронцов писал военному министру России А.И.Чернышеву, что Магомед-Амин «с неимоверной быстротой подчинил своей власти все закубанские племена» и что он готовился к наступлению против русских линий4.
О своих достижениях Магомед-Амин, по возможности, старался сообщать своему имаму7.
Горцы Северного Кавказа под руководством Шамиля и Магомед-Амина боролись за свою независимость и достигли крупных успехов, проявляя огромное мужество в неравной борьбе с царизмом. Эхо борьбы горцев за независимость раздавалось далеко за пределами Кавказа.
«Храбрые черкесы снова нанесли русским несколько серьезных поражений. Народы, учитесь у них, на что способны люди, желающие остаться свободными», — писал не модный нынче Карл Маркс в пробном номере «Коммунистического журнала'».
Что касается Магомед-Амина, А.И.Барятинский в своем письме Александру II от 28.11.1854 г. писал, что «хотя Магомет-Эмин и не пользуется, подобно Шамилю, всесветною известностью, но все-таки и Турция, и наши западные соседи хорошо знают это внушительное имя»».
Английский официоз — газета «Times» назвала Магомед-Амина «виднейшим черкесским вождем»».
«Наиб — заместитель или представитель — Шамиля приобрел исключительное влияние на умы до сих пор разъединенных народов, хотя он не черкес, а дагестанец…»», «… он предпринял покорение черкесов, имея только посох…»‘2, смог «несколько раз атаковать причерноморское укрепление и правый фланг кордонной линии, удерживал здесь значительные военные силы…»11 — пишет о нем проф. Р.Магомедов.
В истории движения горцев Северо-Западного Кавказа с именем Магомед-Амина связана не только героическая борьба за свою независимости против царизма, но и создание единой государственной системы с целым рядом военных, административно-гражданских и социально- экономических преобразований под флагом мюридизма. «В тяжких условиях Магоцед-Эмин смог объединить разрозненные адыгейские племена, включить их в политическую систему имамата, установил в Западной Адыгее государственные формы правления. Не надо забывать, что наряду с этим он вел и успешную борьбу с превосходящими силами врага, нанося 38 ему неоднократно тяжелые поражения»14, «… он не знал ни усталости, ни скуки и почти никогда не отдыхал»13.
Действительно, «опасность быть покоренными русскими и энергия наиба Мохамед-Эмина привели адыгский народ к неизвестному еще дотоле единению»»,
Магомед-Амин был первым деятелем в Закубанском крае, которому удалось соединить в одно целое многочисленные племена от Лабы до Бзы- би. Реформированный мюридизм Шамиля в искусных проповедях оратора Магомед-Амина («Златоуста») делал свое дело. Простой народ — «тхвохотли» — был основной социальной и политической силой, на которой была основана государственная система Магомед-Амина.
В составе «религиозно-политического государства Мухаммед-Эмина входило пространство, ограниченное течением реки Лабы от ее верховьев до впадения ее в Кубань, низовьев Кубани и Черноморской прибрежной полосы вплоть до самой Абхазии и Сванетии»17.
По исчислениям русских офицеров, возможный военный потенциал армии Магомед-Амина составлял 80 ООО человек», «с дезертирами русскими обращался очень ласково и хорошо содержал их»».
Внутреннюю политику Магомед-Амин осуществлял при помощи совета старейшин и муфтиев. Власть наиба была ограничена этим советом, близкие сподвижники и соратники Магомед-Дмина пользовались уважением среди своих племен10.
«Мюридизм, проповедующий равенство, особенно расположил в пользу Мухаммеда-Эмина довольно многочисленный класс подвластных и рабов, видевших в нем провозвестника своего скорого освобождения»21, и одновременно восстановил против него черкесских князей и дворян22.
В 18S4 году Магомед-Амин был принят маршалом Сент-Арно в Верне с соблюдением всех почестей, наиб принимал там же участие на совещаниях союзного командования, где выдвинул свой проект, «который обещал прекрасные результаты без какого-либо риска», — писал об этом сам маршал Сент-Арно»25.
На Магомед-Амина, обессиленного и без того борьбой и с русской армией, и с черкесской аристократией, и с Сефер-беем, и с его сыном Караба- тыром, весть об окончании борьбы в Дагестане произвела колоссальное впечатление. «С падением Шамиля иссякал источник его власти, или он должен был сам принять звание имама… когда все свободные силы Кавказской армии собирались на Кубани для решительного наступления»24.
20 ноября 1859 года Магомед-Амин вместе с 2000 всадниками и старшинами абадзехов явился в русский лагерь в урочище Хомасты25, где они дали генералу Филипсону присягу на верность русскому царю «на вечные времена». Первым принял присягу Магомед-Амин, заявив, что «закон Магомета не препятствует мусульманам быть подданными христианского государя»26. Магомед-Амин в договоре с Филипсоном выговорил ряд условиЙ, в связи с чем небезызвестный генерал Р.А.Фадеев считал этот договор для России «бременем»2‘.
Политическая дальнозоркость Магомед-Амина, его ум, богатый опыт борьбы и личная преданность руководимому им делу борьбы черкесов за независимость могли при тех обстоятельствах, в которых он находился, — отсутствие всякой помощи извне (из Турции и Европы), раздробленность черкесских племен, обостренные классовые противоречия внутри них, непрекращающееся предательство черкесского дворянства, покорение Северо-Восточного Кавказа и большей части Северо-Западного Кавказа — могли натолкнуть его на мысль попытаться заключить с Россией мир и принять русское подданство на наиболее выгодных условиях, пока еще абадзехи представляли собой значительную силу, с которой Россия была вынуждена считаться.
Соблюдение условий, выговоренных Магомед-Амином, обеспечивало свободу и независимость абадзехского народа, и здесь он не отступил от своих принципов, добившись от царских генералов при заключении мирного договора признания неприкосновенности общественного порядка абад- зехов, их земель, веры и обычаев, а также освобождения их от каких бы то ни было налогов и военной службы. Таким образом, он сдался на несравненно более выгодных условиях, чем это удалось сделать его вождю и учителю Шамилю, хотя в большей степени условия этого договора соблюдались именно в Дагестане, а в Черкесии этот договор стал не нужным: адыгов в 1863-1865 гг. выселили и этим «закрыли» проблему.
«Государь! Я весьма счастлив… сообщить Вам о великом событии… Магомет-Эмин … покорился… и если он … изъявит намерение … отправлю в Петербург»», — писал А.И.Барятинский 28 ноября 1859 года Александру II.
В апреле I860 года Магомед-Амин был принят Александром IIм, дважды встречался с профессором Казем-Бекомю, 28 апреля 1860 года он посетил своего имама в Калуге» и, погостив у него три дня, уехал через Одессу в Турцию. «Этот уход в Турцию, где он дважды арестовывался, должен быть правильно оценен… Он не предал тех, кто шел за ним более 10 лет…»12
Царские дипломаты-разведчики в Турции всеми силами старались очернить Магомед-Амина в глазах северокавказских мухаджиров, так как и в 1863 году Магомед-Амин не отказывался от планов продолжения вооруженной борьбы против колониального захвата Россией Северного Кавказа».
Магомед-Амин умер в 1317 г. хиджры (1899 г.) и похоронен в сел. Ар- муткой, недалеко от областного центра — города Бурса.
В 1994. 1996 и 1998 гг., во время сбора полевых материалов по дагестанской диаспоре, нам удалось встретиться.с потомками Магомед-Амина в Турции и получить много интересных и до сих пор не опубликованных материалов.