Основой развития товарного хозяйства, с учетом особенностей аграрного капитализма, условий, форм и степени его развитая, соответствующего историческому периоду конца XIX — начала XX века, и превращения его в капиталистическое является общественное разделение труда. Всеобщность, имманентность закона общественного разделения труда очевидна.
Однако «теоретики» либерального народничества даже в период 90-х XIX века отрицали действие этого закона в России1.
В противовес этому представлению в теоретической схеме народников Ленин указывал, что свою теорию от «искусственности» капитализма в России «не могли построить, не отрицая его основы» — этнического разделения труда. Приводя неопровержимые статистические данные, он показал, что отделение промышленности от земледелия делает последнее товарным и что в самом сельском хозяйстве происходит процесс общественного разделения труда, в частности, в форме специализации районов по производству того или иного рыночного продукта2.
В отличие от промышленности, земледелие не раскалывается на совершенно самостоятельные отрасли, а только специализируется на производстве того или иного рыночного продукта, которому сопутствует производство второстепенных рыночных продуктов и предметов натурального потребления, подчас в самых многообразных сочетаниях. Этим и объясняется разнообразие форм торгового земледелия, видоизменяющихся не только в различных районах, но и в отдельных хозяйствах одного и того же района. С этим обстоятельством, в частности, связаны исключительные трудности исследования аграрных отношений, выделения рыночных элементов аграрного производства, торгово-капиталистического и натурально-потребительских типов хозяйств.
Проведение в Дагестанской области крестьянской и административной реформы коренным образом изменили условия социально-экономического развития горного края. Товарно-денежные отношения стали проникать во все уголки Дагестана, втягивать его в общероссийское русло экономического развития. Капиталистические отношения в рассматриваемые годы проникали в дагестанский аул и разрушали патриархальное хозяйство горца-крестьянина.
Процесс разрушения патриархальной замкнутости еще более усилился в связи со строительством железной дороги через территорию Дагестана и когда начался быстрый рост городов и промышленных предприятий. Работы по строительству железнодорожной линии до Порт-Петровска завершились в конце 1893 года, а в середине 1899 года она была соединена с г. Баку3.
В начале XX века была проведена железнодорожная линия, соединяющая Те-мир-Хан-Шуру с Порт-Петровском.
Железнодорожная магистраль имела не только транспортное значение, но и оказала большое влияние на социально-экономические процессы развития Дагестана. Развитие железнодорожного транспорта способствовало углубленному вхождению Дагестанкой области в общероссийский рынок, расширению и дальнейшему развитию аграрного рынка внутри области, развитию денежных отношений, повышению агротехнической культуры в земледелии, развитию промышленных предприятий, в том числе перерабатывающих местное сельскохозяйственное сырье, положительно повлияло на социальную сферу, привело к изменению бытовых условий жителей дагестанского аула.
Раньше крестьяне не имели возможности выйти на широкий российский рынок торговать своей продукцией. Торговля в основном была внутренняя, мелочная и в основном находилась в руках армян, татар и евреев. Ярмарок не было,но в Темир-Хан-Шуре, Порт-Петровске, Дербенте и Хасавюрте по воскресеньям устраивали базары, где жители окрестных селений сбывали продукцию сельского хозяйства.
О влиянии на развитие аграрного рынка железной дороги говорят следующие данные. Так, если в 1892 году в Темир-Хан-Шуринском округе, на базарах в слободе Чирюрт, селениях Дженгутай, Губден годовой оборот был равен 115-50 рублей, то в 1899 году он составил 250 ООО рублей4.
Развитие товарно-денежных отношений дало толчок к формированию и активизации торговых центров в различных округах Дагестана.
Тагирова Ж.У.,
кандидат исторических наук
_______________________________
1 См. Даниельсон Н.Ф. Очерки пореформенного общественного хозяйства. M., 1893. С.21.
2 Ленин В.И. ПСС. Т.5. С. 104-105.
3 Вагабов М.М. Железнодорожный и морской транспорт Дагестана. Махачкала, 1997. С.43.
4 Обзоры Дагестанской области за 1892 и 1899 гг. Темир-Хан-Шура, 1893; 1900.